Справка - СКВОТ - подпольная выставка молодых
неформальных художников/скульпторов/фотографов/людей искусства


Знаете, я всегда говорил и повторю еще раз - предвкушение чего-то подчас намного лучше, чем то, что предвкушаешь. И второй краснодарский СКВОТ лишь подтвердил данную истину.

Памятуя о первом СКВОТе - было ожидание.. ну, если не чуда, то чего-то из ряда вон. Чего-то настолько мощного и яркого, что еще долго будешь вспоминать и говорить друзьям, поднимая вверх указательный палец: "Я был на том самом СКВОТе...!", а друзья будут сокрушаться из-за того, что не попали туда.
Но не случилось ни "яркого", ни "мощного", ни - тем более - "чуда".

СКВОТ проходил в здании заброшенной детской больницы, прямо в центре города (кстати, в очередной раз поразился - сердце города в прямом смысле, чувствуешь его пульсацию, и - такая огромная заброшенная площадь... немыслимо).
Три этажа, подвальное помещение плюс пристройка. Что сразу бросилось в глаза - неубранность, абсолютнейший бардак и мусор. Конечно, можно было бы привязать это к названию СКВОТа - СКВОТ "Бардак", но всему есть границы.. было очень грязно, местами - даже слишком.
Если вспомнить первый СКВОТ - то на входе там висел огромный кусок черного полиэтилена. Своего рода - граница между миром обычным и миром СКВОТ. То есть - ты сразу ощущал, что - входишь, попадаешь в абсолютно другое место. Здесь же - ничего подобного не было, сама идея "погружения" абсолютно непродуманна и нереализована.
Это было первое разочарование.
Второе разочарование - это в выставленных работах. Да, были весьма и весьма интересные работы. Фотографии, висящие на вешалках и вообще идея вешалок - очень хороша.

Комната довольно больших размеров, на потолке - много крюков.
на некоторых крюках висят веревки, на веревках - вешалки, с вешалок свисают другие веревки
и на них - фотографии. иллюзия, что фотографии висят на вешалках.
На пололке и на стенах - много просто пустых вешалок.

Так же были отличные инсталяции с живыми людьми. Комната "заключенного" в подвале, за которым можно было наблюдать через "смотровое окно" - браво, великолепно. Человек с обломками крыльев, бьющийся ими о дверной проход - тоже весьма и весьма.
Еще можно вспомнить "кровавую комнату", (комната, стены - заляпаны практически все - красной краской. на одной из стен - детские рисунки. внизу черной краской - текст каких-то стихов..) хотя на мой взгляд - недоработано как-то, не законченно... и - картины "а-ля Фрида".
Вот, пожалуй, то немногое, что мне понравилось.

Остальной же - модное слово - контент - члены, вагины и матерные выражения, написанные краской на стенах. Отвратительное впечатление осталось от "порнокомнаты". Да, пусть там и была идея - что и у женщин и у мужчин на фотографиях было лицо автора, но - елки-палки. Я не ханжа, но все-таки, я не люблю настолько резкое, отталкивающее "искусство".
Нарисовать член может каждый. И я не считаю это - таким уж "прорывом". Тем болеея не считаю "искусством" порнографию.

Третье, и, пожалуй, самое сильное разочарование состоит в том, что в данном СКВОТе - отсутствовала идея в целом. Либо же - лично у меня осталось такое ощущение - что вся выставка сводилась к теме насилия, жестокости и секса.
К сожалению, это все чересчур избито. Настолько, что проело плешь, и я думаю - не только мне. Этого чересчур много вокруг..
Не было ни одной жизнерадостной картины. Ведь гораздо проще нарисовать на стене член и написать - "Счастье есть, я е**л его!" (кстати, тоже - жутчайший бОян).
Если прошлый сквот воспринимался как "сгусток" искусства, что-то настолько концентрированное, что мозг не в силах "переварить" это сразу - то на данном СКВОТе эту "концентрацию" настолько сильно размазали по стеклу, что никакой "концентрации" и не осталось вовсе.

И ведь - вполне реально на подобного рода выставках делать весьма светлые, позитивные, интересные работы. Взять хотя бы ту же самую комнату с импровизированным лесом.

Огромная комната, довольно темная. По периметру -
красивые граффити, черным цветом, насколько мне помнится. На полу - огромное
колличество сухих веток, пней. Одна лампа - свет пробивается сквозь ветви.
Ощущение, что ты - в лесу..

Или же - если и были комнаты, скажем, "грустные", то они не просто тупо давили и угнетали, а заставляли задуматься о чем-то - к примеру, "черная комната":

Стены - обиты черным полиэтиленом, чтобы войти внутрь -
необходимо было приподнять его. На стенах - стихи, написанные белой краской.
Комната очень мала, в ней одновременно могут поместиться человек 6 - максимум.
Посередине - разбитое пианино, рядом - старинный телефон, трубка лежит на полу рядом.
Тут же - стоит ноутбук, на экране - фотография девушки. Из колонок доносится
красивая фортепианная музыка на фоне телефонных гудков. несколько ламп. Ощущение
одиночества и замкнутости в себе - непередаваемое.
очень сильное впечатление.

На этом же СКВОТе я не увидел ни одной - хотя бы "светлой" работы. И это - надоедает, буквально на третьей экспозиции.

Нет ощущения, что ты побывал на чем-то выдающемся. Скорее - наоборот.

Апофеозом было появление товарищей в касках, бронежилетах и с служебными собаками. Испуганные "творцы" спешно эвакуировали картины. СКВОТ разогнали.
Только вот дело в том, что СКВОТ умер еще до приезда милиционеров.

Если сравнивать прошлый СКВОТ и нынешний - прошлый СКВОТ - это 100%, нынешний - думаю, процентов 45 - от силы.
Как-то грязно, мерзко и избито.

П.С. Это лично мой взгляд на описанное мероприятие,
и он может не совпадать с вашим взглядом. причем - кардинально не совпадать.